В начало  Персоналии Библиография Помощь
Высшие психические функции/ПерсоналииБиблиография

Высшие Психические Функции (англ. higher mental functions)

Высшие психические функции - сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся; социальные по своему происхождению, семиотически опосредствованные по психологическому строению и произвольные (сознательно выполняемые) по способу своего осуществления. ВПФ – одно из основных понятий современной психологии, введенное Л. С. Выготским и далее развитое А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным, П. Я. Гальпериным и дВставила бы определение Лурии в начало, хорошо запоминающееся!р.

Основной закон развития ВПФ - "всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая" (Л.С.Выготский).

Л.С.Выготский выделял два типа (и уровня) психических явлений ("натуральные" и "культурные" психические процессы), считая, что первый – детерминирован преимущественно действием генетического фактора, а второй – формируется на основе первого под влиянием социальных воздействий. Социальные воздействия определяют способы формирования высших психических функций и тем самым их психологическую структуру. Важнейшая характеристика высших психических функций – это их опосредствованность различными "психологическими орудиями" – знаковыми системами, которые представляют собой продукт длительного общественно-исторического развития человечества. Среди "психологических орудий" ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредствование высших психических функций является наиболее универсальным способом их формирования и функционирования.

Высшие психические функции – сложные системные образования, качественно отличные от др. психических явлений. Это "психологические системы", создающиеся "путем надстройки новых образований над старыми, с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого" (Л.С.Выготский).

Основные характеристики В.П.Ф. – опосредствованность, осознанность, произвольность – представляют собой системные качества, которые характеризуют их как "психологические системы" - опосредованная и логическая память, восприятие как наблюдение, "умные эмоции" и т.п.

В.П.Ф. как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Неизменными (инвариантными) в них являются исходная задача (осознанная цель деятельности) и конечный результат; средства же, с помощью которых реализуется задача, весьма вариативны и различны на разных этапах онтогенеза и при разных способах формирования функции.

Закономерностью формирования В.П.Ф. является то, что первоначально они существуют как форма семиотически опосредствованного взаимодействия между людьми (т.е. как интерпсихологический процесс, интерпсихическая функция) в контексте различных видов совместной их деятельности и лишь позже – как полностью внутренний (интрапсихологический, интрапсихическая функция) процесс. Превращение внешних средств осуществления функций во внутренние носит название ингериоризации. Другая важнейшая черта, характеризующая логику развития высших психических функций, – их постепенное "свертывание", автоматизация. На первых этапах формирования В.П.Ф. представляют собой развернутую форму деятельности, которая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эти действия и процессы свертываются, приобретая характер автоматизированных умственных. Одновременно меняется и психологическая структура В.П.Ф..

Психофизиологической основой высших психических функций являются сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев и имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию. Часть звеньев функциональной системы жестко "закреплена" за определенными участками мозга, остальные – обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга. Это лежит в основе механизма перестройки функциональных систем в целом. Таким образом, В.П.Ф. связаны с работой не одного "мозгового центра" и не всего мозга, как однородного эквипотенциального целого, а являются результатом мозговой системной деятельности, в которой различные мозговые структуры принимают дифференцированное участие (на основе этого создано учение о мозговой локализации В.П.Ф. А.Р.Лурии).

Теория высших психических функций разрабатывается не только в русле проблем общей психологии, но и при исследовании вопросов прикладных направлений современной психологической науки.

Детская и педагогическая психология используют понятие В.П.Ф. при изучении закономерностей развития психических процессов в онтогенезе, механизмов их управления и формирования. Культурно-историческая психология на базе представлений о социальной обусловленности В.П.Ф. анализирует различия в "культурных" процессах в зависимости от условий жизни и трудовой деятельности людей. В патопсихологии анализ особенностей нарушений познавательной деятельности при различных психических заболеваниях основывается на положениях об опосредствованном и системном характере строения В.П.Ф.. В нейропсихологии понятие В.П.Ф. является центральным при анализе мозговых механизмов различных нарушений психических процессов у больных с локальными поражениями головного мозга – при диагностировании очага поражения и определении путей и средств восстановления В.П.Ф.. Таким образом, различные области практического применения теории высших психических функций подтверждают ее высокую продуктивность и научную значимость.

Б.Г.Мещеряков построил классификационную схему форм поведения и функций. Он замечает, что после каждого узла дифференциации формы поведения или функции прежняя форма не отмирает (что символизируется стрелками) и не остается без изменения. Она перестраивается под влиянием новообразований.

[[Image:]]

Рис. 1. Классификационная схема форм поведения и функций.

Б.Г.Мещеряков отмечает, что Выготский не дал строгого определения понятия В.П.Ф.. Эту задачу попытался решить А.Р.Лурия. Его определение хорошо согласуется с представлениями Выготского и придает им отточенную, можно сказать классическую, формулировку. Высшие психические функции (ВПФ) - это "сложные саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования" (Лурия, 1969, с. 31).

Б.Г.Мещеряков указывает, что представленную схему стадий развития ВПФ необходимо воспринимать как уточнение позиции Выготского, но при этом не забывать о ее гипотетичности и приблизительности (на чем настаивал и сам автор). Важно, чтобы схема имела эвристическое значение – служила для организации новых исследований, объяснения и систематизации разнообразных понятий и фактов.

Б.Г.Мещеряков на основе логико-семантического анализа к концепции Выготского выделяет семь стадий развития ВПФ:

1) натуральная функция,

2) примитивная социальная (интерпсихическая) функция,

3) высшая социальная (интерпсихическая) функция,

4) стадия примитивной индивидуальной функции ("стадия наивной психологии", она же – магическая стадия),

5) экстрапсихическая функция,

6) спонтанная интрапсихическая функция,

7) произвольная интрапсихическая функция (или ВПФ в узком смысле).

Б.Г.Мещеряков отмечает, что представленная схема из семи стадий структурируется на четыре этапа: натуральные, интерпсихические, экстрапсихические и интрапсихические функции.

Законы развития высших психических функций (по Б.Г.Мещерякову, 1998):

Закон 1. Закон опосредствования - закон перехода от натуральных к культурным формам поведения.

Закон 2. Закон социогенеза – закон перехода от социальных к индивидуальным формам поведения.

Закон 3. Закон вращивания – закон перехода функции извне внутрь.

Закон 4. Закон осознания и овладения.


Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2007